читать дальшеС августа 1941 года жить евреям Умани позволялось только в отдельном районе города (базар с прилегающей территорией), который назывался “гетто’’.
Евреев принуждали носить желтые нашивки на груди и спине.
Весь ужас того существования усиливался тем, что обитателям гетто не давали еды. Поэтому люди были обречены на мучительную голодную смерть. Сначала меняли на еду все, что можно было обменять у людей, которые приходили к ограде. Но со временем менять уже было нечего.
В лагере умирало очень много узников.
Из всех, кто еще способен был стоять на ногах, немцы выбирали тех, кто, по их мнению, мог работать, и отправляли на ремонт дороги Винница – Кировоград, а также на каторжную работу в каменоломни.
Гетто, по сути, было тем же концлагерем для уничтожения ни в чем не повинных людей.
В этом квартале, огороженном колючей проволокой, евреи находились вплоть до страшной трагедии Сухого Яра. Десятки тысяч евреев Умани нашли здесь свою мученическую смерть лишь потому, что принадлежали к народу, обреченному фашистами на поголовное уничтожение.
Массовые убийства в Сухом Яру совпали с праздником Йом-Кипур, так называемым Судным днем. Считается, что в этот день Бог оценивает поведение людей и воздает им соответственно заслугам. Нацисты хотели, чтобы их кровавая бойня воспринималась как кара Божья за грехи еврейского народа перед арийцами. Сухой Яр был полигоном, где применялись пытки, которые потом использовались в лагерях смерти.
За годы оккупации в братских могилах города, которые находятся в Сухом Яру и в Собковском лесничестве, было расстреляно более 20 тысяч евреев не только из города Умани, но и из других населенных пунктов Уманского района. Эта впечатляющая цифра составляет 80 процентов от общего количества мирного населения Уманского района, погибшего в период Великой Отечественной войны.
... я не знаю, где именно их убили, там или где-то еще - бабушка никогда не говорила. Ее пожилой уже отец, Абрам Майзелис, и ее сестра Маня с маленькой дочкой Аллочкой, родившейся в 1936 году.
Когда-нибудь я все-таки приеду в Умань.