Я ЖЖ-юзер. Я также пользователь diary.ru. Зачем?
Не для того, чтобы выплескивать ежедневные горести и радости, это уж точно. Для этого у меня есть обыкновенный дневник, толстенькая такая книжечка - дневник я веду с одиннадцати лет, так что книжечек таких уже много набралось. Это исключительно для себя — способ фиксации себя во времени (немного похоже на мою же потребности обозначить себя в пространстве, освоить его - я об этом писала недавно в записи "Об интересах".
А два года назад я завела ЖЖ. Тогда еще были коды, и мне их предлагали, но я не сразу согласилась, так как не очень понимала, зачем мне это надо. В конце концов решилась, последовав за подругой, именно из-за удобства в общении. Первыми моими ЖЖ-френдами были именно друзья (их и сейчас большинство в моей френдленте) - ЖЖ позволял о чем-то их спросить, что-то сообщить всем сразу. Не все любят раздавать свой е-мэйл, а тут сразу возникла точка контакта.
С тех пор ЖЖ изменился и разросся. Теперь он есть в фэндоме у всех, и туда перекочевало со списков рассылки основное взаимодействие. Кроме того, благодаря привычке читать чужие френдленты я вышла в более широкий мир блоггеров (примечание: блоггеры - самый распространенный термин для авторов онлайновых дневников).
Блоггерство в англоязычном прежде всего мире - это уже феномен современной культуры, и в чем-то, как мне кажется, оно сродни фэнфикшну. Если фэнфиккеры возвращают в любительскую среду право на творчество и мифотворчество, то блоггеры делают то же самое для журналистики. В мире, где доступ в интернет есть практически у всех, любой может рассказать правду - телеведущий, которому надоело произносить утвержденные сценарии, писатель, заинтересованный в более открытом творческом процессе, американский военнослужащий в Ираке, просто сообщающий подробности своей ежедневной жизни.
Изначально все это богатство было раскидано по личным сайтам и блогам. Потом появился ЖЖ, который кроме удобства в пользовании обеспечивает RSS - возможность видеть в своей френдленте дневники, ведущиеся на самых разных сайтах.
Как правильно заметил Светлый, ЖЖ отличается от дайриков наличием контента. У ЖЖ очень много пользователей из самых разных групп и слоев населения: у ЖЖ традиции информативного блоггерства и более разработанная организационная структура. Дайрики - сервер исключительно русский, а следовательно, он ограничен так же, как ограничен контингент русских и русскоязычных интернет-пользователей.
В чем это выражается на практике? Прежде всего в отсутствии журналистско-блоггерской традиции - кажется мне, что тут действует именно эффект примерной одинаковости, не вызывающий желания поделиться опытом (впрочем, влияет тут, несомненно, и общее отсутствие традиций гражданского общества в России).
Кроме того, средний пользователь дайриков молод. Говорят, люди юного возраста склонны к драматизму (я-то точно была в свое время - перечитываю старые дневники, и становится за себя неудобно). Так или иначе, diary.ru переполнен дневниками, содержание которых условно сводится к "Никто меня не понимает, рассудок мой изнемогает". На ЖЖ таких, безусловно, тоже хватает, но они как-то теряются в общей массе дневников, наполненных менее... эмоциональным содержанием. На дайриках же это очень бросается в глаза.
Отсюда возникающие время от времени дискуссии - уж если я ловлю их в своем очень небольшом Избранном, наверняка они достаточно распространены - о том, насколько уместны эмоциональные излияния в дневниках и, параллельно с этим, насколько читатели и их комменты влияют на содержимое дневников.
Никто, конечно, не запретит любителям эмоциональных излияний писать; но их существование, по-моему, вызывает у многих дискомфорт именно потому, что традиционно таким записям место в личных дневниках - тех самых толстеньких книжечках. А теперь их пишут, вроде бы, тоже в дневниках, и тоже в личных, но... личные ли они?
Я не знаю ответа на этот вопрос, и никто, наверное, не знает. Я умею только формулировать для себя вопросы. Эмоционально я ощущаю, что человек, выворачивающий душу перед десятью, пятьюдесятью, двумя сотнями людей, многих из которых он никогда не видел, неправ - вернее, не неправ, а ведет себя по правилам, не совпадающим с моими. И точно так же я ощущаю, что неправ человек, старающийся понравиться читателям, не пишущий того, что ему хочется, из боязни кого-нибудь задеть.
Интернет изменил наши категории общения. Друзья ли мне мои ЖЖ-френды? Я никогда не видела большинство из них, но тем не менее часто знаю больше об их повседневной жизни, чем о жизни своих старейших подруг. Френд, то есть друг - слово эмоционально нагруженное, и в свое время было много споров об его использовании в сети. Но даже если речь идет о человеке, которого ты знаешь не только через его онлайновый дневник, понятие близости все равно сдвигается. Мы зовем друзьями людей, которых никогда не видели, не зная их фамилии и почтового адреса. Это часто сложно объяснить родным и знакомым. Мы еще только учимся этому общению, постепенно вырабатывая как понятия, так и правила. Слава всем богам, пространство у нас для этого есть. Онлайновые дневники хороши прежде всего тем, что позволяют каждому занять свой уголок пространства. Мой дневник - это и сайт, и чат, и доска объявлений. Здесь я устанавливаю правила, и никто не придумает их за меня.
P.S.: А еще я сегодня была у зубного врача - но по-моему, большинству моих ПЧ это не должно быть интересно.