sugar and spice and everything nice
Есть у меня такая дурная привычка
— я люблю читать, как фэндом обсуждает источники: книги, фильмы, аниме и т.п. В основном это занятие меня чрезвычайно развлекает (а часто и снабжает рекомендациями), но я не могла не отметить кое-что, серьезно меня озадачивающее.
Определенная часть фэндома (и примкнувших к нему лиц), судя по всему, довольно негативно воспринимает отрицательные отзывы. При этом дело тут не только в том, что "как можно ругать такую замечательную штучку!" — простые и не развернутые отрицательные отзывы с отрицательным отношением встречаются реже. Но вот если ты не просто скажешь "Мне не понравилось", а еще и постараешься подробно объяснить, почему не понравилось, а потом еще, не дай боже, ответишь на возражения тех, кто с тобой не согласен... С тобой точно что-то не в порядке, скажет фэндом и вспомнит сказочку о мышах и кактусе. Очевидно, анализ своих отрицательных впечатлений — занятие ненормальное.
У меня есть несколько гипотез того, откуда берется такое отношение. Отчасти, несомненно, это распространенное среди части именно российских фэнов негативное отношение к любой критике (и его я тоже не понимаю, но это отдельная тема). Но отчасти это и восприятие фэндома как территории, где по-настоящему уместен только свун, а аналитический подход смешон и ненужен. А еще, мне кажется, фэндом немножко заразился внефэндомным обесцениванием нашей деятельности — множество обычных "цивильных" людей считает, что смешно и нелепо взрослому человеку уделять столько времени и сил книге/фильму/игре/аниме (особенно аниме — кто из нас ни разу не слышал, что мультики — это для детей?).
Конечно, мы не согласны, но если определенным отношением пропитан воздух, не подцепить его хотя бы немного — это довольно сложно. Мне кажется, что мы воспринимаем подсознательно идею о том, что уделять столько времени книге и т.п. глупо, но претворяем ее в жизнь с оговоркой — это не глупо, если это доставляет эмоциональное удовлетворение. Но вот если книга и т.п. вызывает отрицательное отношение, а человек все равно уделяет ей время — этому (считает, похоже, фэндом) оправдания уж точно нет. Очевидно, представление о том, что критический анализ тоже способен доставлять эмоциональное удовлетворение, еще не скоро найдет себе место в фэндоме.

Определенная часть фэндома (и примкнувших к нему лиц), судя по всему, довольно негативно воспринимает отрицательные отзывы. При этом дело тут не только в том, что "как можно ругать такую замечательную штучку!" — простые и не развернутые отрицательные отзывы с отрицательным отношением встречаются реже. Но вот если ты не просто скажешь "Мне не понравилось", а еще и постараешься подробно объяснить, почему не понравилось, а потом еще, не дай боже, ответишь на возражения тех, кто с тобой не согласен... С тобой точно что-то не в порядке, скажет фэндом и вспомнит сказочку о мышах и кактусе. Очевидно, анализ своих отрицательных впечатлений — занятие ненормальное.
У меня есть несколько гипотез того, откуда берется такое отношение. Отчасти, несомненно, это распространенное среди части именно российских фэнов негативное отношение к любой критике (и его я тоже не понимаю, но это отдельная тема). Но отчасти это и восприятие фэндома как территории, где по-настоящему уместен только свун, а аналитический подход смешон и ненужен. А еще, мне кажется, фэндом немножко заразился внефэндомным обесцениванием нашей деятельности — множество обычных "цивильных" людей считает, что смешно и нелепо взрослому человеку уделять столько времени и сил книге/фильму/игре/аниме (особенно аниме — кто из нас ни разу не слышал, что мультики — это для детей?).
Конечно, мы не согласны, но если определенным отношением пропитан воздух, не подцепить его хотя бы немного — это довольно сложно. Мне кажется, что мы воспринимаем подсознательно идею о том, что уделять столько времени книге и т.п. глупо, но претворяем ее в жизнь с оговоркой — это не глупо, если это доставляет эмоциональное удовлетворение. Но вот если книга и т.п. вызывает отрицательное отношение, а человек все равно уделяет ей время — этому (считает, похоже, фэндом) оправдания уж точно нет. Очевидно, представление о том, что критический анализ тоже способен доставлять эмоциональное удовлетворение, еще не скоро найдет себе место в фэндоме.
2) Я была свидетелем (слава богу, не участником) дикой ругани авторов (имена лучше не называть, так?) с читателями, вздумавшими высказать в присутствии Самих недостаточно хвалебные отзывы об их книжках. Не дай бог попасть в такое положение: боюсь незаслуженно почувствовать себя невоспитанным существом, оскорбившим тонкую душу Писателя.
3) Наконец, я действительно считаю, что виртуальные "фэндомные точки встреч" предназначены для сбора клуба единомышленников, которые разделяют точку зрения автора, а не противопоставляют себя ей. А для объективной критики предназначены более публичные места. А народ их слишком часто путает.
2) Интернет всех так сближает, что, действительно, нельзя не быть осторожным. Я спасаюсь только неверием в тонкие души. Ведь на самом деле если писатель хочет писать, а тем более еще и публикуется и раскупается, ему на самом деле должно быть все равно, что его книга не нравится Маше Сидоровой из реала или юзеру Принцесса Ку-Ку с дайри (ворнинг: все персонажи являются вымышленными.
3) Тут есть такой тонкий момент - где граница? До какой степени требуется разделять точку зрения? Если я, например, люблю книги Буджолд, но считаю, что мотивация Доно не вполне правдоподобна, а репликатор как главный вопрос феминизма у автора превращается в навязчивую идею, значит ли это, что я плохой фэн или вообще не фэн? В англоязычном фэндоме на эту же тему давно и прочно ругаются поттеристы под лозунгом "Кто критикует хоть одно слово Роулинг, тому не место в фэндоме". Мне вот всегда казалось, что подробный анализ - одна из высших форм комплимента автору (речь не о профессиональных критиках, которым платят за анализ любого текста по требованию редакции, а о простых читателях).
Если отвергается какая-то конкретная не-стержневая идея (или персонаж, или одна книжка из цикла) - это еще ничего. Я видела массу споров на тему, привлекателен ли Марк, прав ли Доно, ну и так далее. Нормальные разговоры. Но при этом фэн остается фэном, то есть ему нравятся эти книги как таковые, но не по душе некоторые в них частности.
Хуже, когда приходит человек с развернутым мнением типа "автор ваш бездарность, и книги его гадость". Или с очередным вариантом на тему "Профессор был неправ". Вот визиты таких господ в дружескую атмосферу фэндома производят очень неприятное впечатление.
То есть как всегда, крайние варианты - "Эта книжка у автора менее удачная" и "Автор бездарность" очевидны; а вот с промежутком разобраться сложнее. Я встречала, опять-таки, варианты высказываний от "Настоящий фэн не имеет права на критику" и до "Только фэн и имеет право критиковать, потому что он подходит к источнику с душой и с любовью".